Учит ли ислам насилию?

Учит ли ислам насилию? Новости

Сегодняшний ислам — это не религия мира – утверждает известный безжалостный критик архаизмов этой религии политолог Айаан Али Хирси. Али видит чёткую связь между Кораном и исламистским насилием.

Айаан Али Хирси родилась в 1969 году в Могадишо, Сомали. Её отец был политическим диссидентом. Её семья долгие годы жила в изгнании – сначала в Саудовской Аравии, затем в Эфиопии и Кении. Али Хирси воспитывали согласно законам и правилам исламской религии. В начале 1990 годов она эмигрировала в Нидерланды, где получила высшее образование и работала над фильмом, в котором резко критиковали подавление женщин в исламских обществах. Фильм режиссировал Тео ван Гог, вскоре после съёмок фильма его убил радикальный исламист. Сейчас Айаан Али Хирси работает в США – в гарвардском университете. Критики обвиняют её в исламофобии. Джаспер Баренберг из «Дойчландрадио» (ДЛР) недавно говорил с известным политологом. Вот интервью с незначительными сокращениями:

ДЛР: Несколько лет назад вы назвали ислам «разрушительным нигилистическим культом смерти» и в своей новой книге вы пишите, что ислам не может называться религией мира. Лучший ли это способ ведения дискуссии на столь деликатную тему?

Али: Я думаю, что очень важно быть ясным и точным в этом вопросе, говорит политолог и добавляет, что есть три группы мусульман, которых следует отличать друг от друга. Первая группа — это «мусульмане Медины», они интерпретируют Коран в буквальном смысле. Примером этих мусульман являются представители «Исламского государства», Боко Харам или Аль-Шабаб – то есть, те, кто испытывает нигилистический культ смерти. Вторая группа – это мусульмане из Мекки, можно сказать, что вы попали в состояние когнитивного диссонанса. И третья реформаторская группа мусульман. Она в последнее время растёт. Это самое важное, поскольку её представители настаивают на том, что отдельные элементы и послания ислама необходимо переосмыслить и изменить.

ДЛР: Большинство мусульман миролюбивы. Не противоречит ли это тезису, что ислам несёт насилие?

Али: Я прошу всех, кто умеет читать, взять Коран в руки – это не особо толстая книга и прочитать, часть в которой описывается поведение пророка Мухаммеда, после того, как он покинул Мекку и направился в Медину. А потом давайте сравним с тем, что делают экстремисты. Это сравнение особо важно. Если ничего не делать, а просто утверждать, что ислам не имеет ничего общего с насилием, которое осуществляется во имя Аллаха, никогда не получиться реформировать эту религию. И не сможем гарантировать, что будущее поколение не начнёт снова интерпретировать учение Мухаммеда буквально.

ДЛР: Вы хотите сказать, что «Исламское государство» и совершенные преступления выражают то, что написано в Коране?

Али: Речь идёт не только о «Исламском государстве». Правительство Саудовской Аравии, например, следует законам шариата. Как и правительство Ирана. Когда шариат применяется один к одному – например, обезглавливание людей, или лишение конечностей в качестве наказания за различные преступления, когда женщин или гомосексуалистов дискриминируют или преследуют – все это делается во имя ислама и в рамках учения пророка Мухаммеда. Если мы действительно хотим всему этому положить конец, если мы действительно хотим что-то изменить, важно понять взаимосвязь между исламом и зверствами, которые совершаются во имя пророка. Только тогда мы сможем сделать крайне необходимую реформу ислама.

ДЛР: Как именно вы представляете эту реформу?

Али: Я думаю, что мусульмане должны пересмотреть своё отношение к Корану и пророку Мухаммеду. Я не имею в виду, что мы должны отказаться от них, только дистанцироваться от той части, которая связана с Мединой, на мой взгляд, её следует рассмотреть в историческом контексте. Ещё один важный момент заключается в том, что мусульмане заботятся о жизни после смерти больше, чем о земной жизни. Это мышление должно измениться. Нужно радикально пересмотреть точки зрения шариата и джихада – два учения, которые тесно связаны с исламом и исламскими традициями, но которые представляют эту религию нетерпимой и насильственной. При этом недостаточно просто осудить насилие, совершенное во имя ислама. Это насилие является результатом учения Мухаммеда, и если мы хотим это прекратить, мы должны с мусульманским большинством решительно осуждать джихад и дистанцироваться от учений, которые возникли в Медине, а также от действий Пророка в Медине.

ДЛР: Многие считают, что так называемая «Арабская весна» не удалась. Но вы оптимистичны. Почему?

Али: Тот факт, что группа диссидентов внутри ислама растёт, значительно быстрее, чем в 2010 году прибавляет мне оптимизма.  Просто посмотрите, сколько мусульманок борется за свои права и многие имамы говорят, что религию и политику надо отделить друг от друга – все эти события позволяют предположить, что есть шанс для реформ. И это, безусловно, повод для оптимизма.

Оцените статью
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.