Генетики вылечили рак толстой кишки у мышей за 4 дня

Генетики вылечили рак толстой кишки у мышей за 4 дня Новости

Простой генетический код может превратить клетки колоректального рака у мышей обратно в здоровую ткань в считаные дни, по сути, поворачивая рост опухоли вспять, показало новое исследование.

Учёные в настоящее время ищут пути использования того же подхода для разработки более эффективных и менее токсичных методов лечения рака у человека.

Согласно пресс-релизу, проведённому журналом «Клетка», где было опубликовано исследование: «Результаты предоставляют доказательства принципа, что восстановление функции единственного гена-супрессора опухоли может вызвать регрессию опухоли и предложить будущие направления для разработки эффективных методов лечения рака».

Большинство препаратов, которые мы используем для борьбы с раком, предназначены, чтобы убивать раковые клетки. Хотя это может быть эффективным, колоректальные опухоли часто возвращаются всего через несколько недель после лечения, и побочные эффекты могут быть интенсивными.

«Лечение распространённого колоректального рака проводится химиотерапией, которая является токсичной и в значительной степени неэффективной, но все же остаётся основной терапией в течение последнего десятилетия», — сказал старший исследователь Скотт Лоу из Нью-Йорка.

Но его команда, возможно, нашла новый способ борьбы с раком этого типа, путём активизации гена, известного как аденоматозный полипоз толстой кишки (APC), который включён в 90 процентов колоректальных опухолей.

Тестируя свой подход на мышах, команда смогла остановить рост опухоли и восстановить нормальную кишечную функцию всего за четыре дня, просто восстановив уровень APC.

В течение двух недель все опухоли в кишечнике мышей были устранены, и шесть месяцев спустя не было никаких признаков рецидива рака.

Учёные ранее рассматривали возможность включения или удаления определённых генов на животных моделях для борьбы с раком, делая это таким образом, чтобы не вызывать избыточную активность гена или другие проблемы в нормальных клетках.

Но Лоу и его команда нашли способ точного и обратимого разрушения деятельности APC у мышей с раковыми опухолями толстой кишки.

Они уже знали, что ген АРС был тесно связан с важным механизмом, известным как сигнальный путь WNT, который контролирует пролиферацию, миграцию и выживаемость клеток. Но, используя новую технику, им удалось показать, что при инактивации АРС сигнализация WNT постоянно включена, и из-за этого в толстой кишке идёт сумасшедший рост раковых клеток.

Когда команда повторно активировала APC в колоректальных клетках, сигнализация WNT вернулась к нормальному уровню, пролиферация клеток остановилась и они вернулись к своей нормальной функции.

В течение двух недель опухоли мышей уменьшились или исчезли. Ещё более впечатляющим был тот факт, что этот подход работал на мышах с колоректальным раком с присутствием мутаций Крас и p53, которые встречаются в половине всех опухолей ободочной и прямой кишки у людей.

К сожалению, есть один большой барьер, препятствующий этому исследованию работать на людях, — учёные не могут генетически изменить людей, как они это делают с мышами. Но исследователи ищут способы при помощи медикаментов или других подходов восстановить функции APC и управлять гиперактивностью WNT.

«В настоящее время нецелесообразно напрямую восстанавливать функцию APC у пациентов с колоректальным раком, поскольку последние данные свидетельствуют о том, что полная блокировка передачи сигналов WNT, вероятно, будет сильно токсична для нормальных клеток кишечника, — сказал Лоу. — Однако, наши результаты показывают, что малые молекулы, направленные на модуляцию, но не блокировку, WNT, возможно, достигнут нужного эффекта в совокупности с реактивацией АРС».

И хотя это специфическое лечение, скорее всего, будет работать только для рака толстой кишки, который ежегодно уносит порядка 700 000 человеческих жизней по всему миру, команда считает, что подобный подход может быть применён и для терапии других видов рака.

«Если мы можем определить, какие типы мутаций и изменений имеют критическое значение для роста опухоли, мы будем лучше подготовлены, чтобы определить наиболее подходящие процедуры для отдельных видов рака», — сказал Лукас Доу, один из исследователей.